+7 (911) 560-03-82

+7 (911) 556-71-58

В кредитной истории кредит, который не брал

Что делать если в кредитной  истории числиться займ (кредит), который не брал?

При наличии в кредитной истории информации о займах (кредитах), которые вы не получали, рекомендуем оспорить ее содержание, подав в бюро кредитных историй (БКИ), в котором хранится ваша кредитная история, заявление о внесении изменений и (или) дополнений в нее.

БКИ в течение 20 рабочих дней со дня получения заявления обязано провести дополнительную проверку информации, входящей в состав кредитной истории, запросив ее у источника формирования кредитной истории - организации, направившей в БКИ оспариваемую вами информацию, например, кредитной организации, микрофинансовой организации, кредитного кооператива, оператора инвестиционных платформ, лизинговой компании (источник), и сообщить вам в письменной форме о результатах рассмотрения заявления. В случае отказа в удовлетворении заявления БКИ обязано сообщить вам объективные причины такого решения.

Вы также вправе обратиться с заявлением об оспаривании информации непосредственно к источнику, который обязан в течение 10 рабочих дней представить вам в письменной форме подтверждение достоверности ранее переданных сведений, с которыми вы не согласны, либо исправить кредитную историю, направив достоверные сведения в БКИ.

Отказ источника от внесения изменений в кредитную историю, а также отказ БКИ в проведении проверки кредитной истории, можно обжаловать в судебном порядке. По результатам судебного разбирательства она может быть оставлена без изменений, изменена или аннулирована. При этом достоверная информация, содержащаяся в кредитной истории, аннулирована не будет.

При обнаружении микрозайма, займа или кредита,можно действовать оперативно по следующему алгоритму:

  1. Написать претензию в МФО* или банк, а также в БКИ** о недействительности договора с требованием предоставить документальное подтверждение заключения соглашения, а также раскрытия способа аутентификации клиента. В этом же заявлении следует потребовать прекратить обработку своих персональных данных МФО и исключить не соответствующие действительности сведения из кредитной истории.
  2. По факту произошедшего следует направить жалобу в Банк России, а также финансовому омбудсмену.
  3. Так же можно обратиться в Роскомнадзор с просьбой провести проверку МФО по факту незаконной обработки персональных данных.
  4. Написать и зарегистрировать заявление в полицию по факту мошеннических действий. В возбуждении уголовного дела с большой вероятностью откажут, поскольку гражданско-правовые споры (как в этом случае) вне полномочий полиции. Однако заявление пригодится, если дело дойдет до суда – документ будет подтверждением добропорядочности.


Если на данном этапе проблема не решится, следуте подаваить в суд исковое  заявление. Существует два варианта: пытаться признать договор незаключенным или недействительным. Чаще всего имеет смысл требовать признания договора незаключенным (не выражали свою волю на заключение договора, действовали злоумышленники, которые, как правило, используют номер телефона, принадлежащий другому лицу, дают согласие от вашего имени на заключение договора).

В исковом заявлении следует заявить следующие требования:

  • Признать договор займа незаключенным.
  • Обязать ответчика исключить запись о займе из БКИ.
  • Обязать ответчика прекратить обработку персональных данных, исключить их из системы и письменно уведомить об этом.
  • Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда и расходы на представителя.  

Аргументы помогут в суде, чтобы доказать, что этот онлайн-займ вы не брали:

  • Деньги поступили на расчетный счет, который не принадлежит вам.
  • Договор займа был подписан ЭЦП (путем ввода СМС-кода), но номер телефона не был зарегистрирован на ваше имя.
  • Заемные деньги перевели не вам, а другому лицу – вашему тезке.

МФО* - микро-финансовая органиация
БКИ** - банк кредитных историй